2gis460000, г. Оренбург, пер. Бухарский, д. 15, 2-3 этаж
2gis +7 (3532) 674-044
+7 (3532) 448-001
2gisinfo390@informpravo.ru

Интервью с Сапрыкиной Н.Н.

О вступившем в силу 1 сентября 2013 года новом «Законе об образовании в Российской Федерации» сегодня мы беседуем с Сапрыкиной Натальей Николаевной, начальником управления контроля и надзора лицензирования и аккредитации образовательных учреждений Министерства образования Оренбургской области

 

 

- Наталья Николаевна, расскажите, пожалуйста, об Управлении, которое Вы возглавляете, и о специфике Вашей ежедневной работы.

 

- Управление контроля и надзора, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений было создано в 2009 году.Управление осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6  273-ФЗ); государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6  273-ФЗ); подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

 

- Проблемы образования всегда находятся в центре пристального внимания общественности, на Ваш профессиональный взгляд, как можно охарактеризовать современное образование в Оренбургской области?

 

- Вектор развития современного регионального образования направлен на обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Большое значение придаётся вопросам реализации содержания образования в соответствии с современными требованиями: все усилия направлены на введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов. Разработан вариативный региональный базисный учебный план, позволяющий учитывать возможности образовательных организаций и запросы обучающихся и их родителей. В системе профориентации созданы условия для психологической поддержки молодёжи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

В условиях вступления общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром становится информация, изменяется роль образования, а, следовательно, и школ, от которых в большей мере зависит, раскроет ли человек в будущем свой природный потенциал, найдёт ли он своё место в жизни.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. К наиболее значимым качественно новым характеристикам современного образования в области относится развитие и растущая доступность компьютерных средств обучения (информационных баз, компьютерных обучающих систем и программ).

Широко используются современные технологии для оценки результатов учебной деятельности учащихся. Задачами контроля являются: своевременное выявление пробелов в знаниях и ликвидация этих пробелов; определение характера ошибок и их коррекция; установление и устранение причин появления ошибок; закрепление и систематизация ранее полученных знаний; формирование общих и профессиональных умений и личностных качеств; выявление степени готовности учащихся к изучению следующей темы; развитие познавательного интереса к предмету; формирование способности к само- и взаимооценке учебной деятельности.

Для подготовки школьников к современным процедурам оценки знаний учащихся, анализа и коррекции учебных достижений школьников на протяжении нескольких лет для учащихся 4, 7, 8 классов проводятся региональные экзамены.

Как результат – тенденция на повышение результатов Единого государственного экзамена практически по всем предметам.

Ещё одна, на мой взгляд, главная тенденция - возвращение образования к взаимодействию с семьёй и формирование современных семейных ценностей на новых основаниях.

 

- С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 237-ФЗ), вокруг которого велось немало споров, что нового принес нам этот закон?

 

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввел понятие «образовательная организация» (п. 18 ст. 2), раньше и детские сады, и школы назывались «образовательными учреждениями». Также впервые в Российской Федерации дошкольное образование определено в законе первой ступенью всей образовательной системы. Еще одно новшество № 273-ФЗ заключается в том, что в нем впервые закреплены нормы экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. 20) и многое другое. В настоящее достаточно аналитических материалов и комментариев к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Остановлюсь только на статье 7, которая регулирует вопросы, находящиеся в компетенции нашего Управления. Данные полномочия отличаются от установленных ранее тем, что осуществляются под жестким контролем федеральных органов государственной власти и на средства федерального бюджета, полученные в виде субвенций, носящих целевой характер. Эти полномочия и определены более подробно, чем в старом законе, но не распространяются на федеральные образовательные учреждения, управление которыми относится в соответствии со ст. 6 Закона № 273-ФЗ и компетенции вышестоящих органов государственной власти.

 

- Нам всем хорошо известно, как непросто зачастую бывает решить вопрос с устройством ребенка в детский сад. В этой связи удивление вызывает норма, закрепленная в ч. 1 ст. 67 Закона № 273 – ФЗ о том, что получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста 2 месяцев. Вы думаете, в современных условиях реализация этой нормы реальны?

 

- Ваш вопрос предполагает неоднозначный ответ.

С одной стороны, если в Законе закреплена данная норма, то органы местного самоуправления обязаны её реализовать, несмотря на огромные финансовые и материальные затраты, которые предполагает открытие таких групп в дошкольных организациях.

С другой стороны, есть ли востребованность данной услуги у населения? В Советское время отдавали детей в ясли в 2 месяца, так как больничный лист женщине давался именно на этот период. В настоящее время выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, поэтому родители предпочитают воспитывать детей дома. Поэтому, в современных условиях реализация этой нормы реальна, но не во всех муниципалитетах она востребована населением.

 

- Какие новеллы в области лицензирования и аккредитации образовательных учреждений появились в новом законе «Об образовании в Российской Федерации»?

 

- Новеллы в лицензировании:

1. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, в отличие от старого законодательства, когда лицензированию подлежала образовательная деятельность образовательных учреждений по образовательным программам.

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

4. Лицензирующий орган принимает решение о возвратесоискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности еще и при наличии у лицензиата неисполненного предписанияфедерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

5. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

Новеллы в государственной аккредитации ОУ:

1. В старом законодательстве речь шла о государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций, а в новом законе – о государственной аккредитации образовательной деятельности.

2. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования (в старом законодательстве наряду с с федеральными государственными образовательными стандартами упоминались федеральные государственные требования).

3. В старом законодательстве целями государственной аккредитации образовательного учреждения являлись:

- подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

- установление его государственного статуса.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности в рамках нового законодательства является подтверждение соответствияфедеральным государственным образовательным стандартамобразовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовкиобучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. В старом законодательстве государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводилась при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.

По новому закону такое требование сохранилось при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности лишь по основным профессиональным образовательным программам.

6. Организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникшей в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения либо реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельностипо образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией или реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию. В старом законе при реорганизации образовательной организации в форме присоединения было простое переоформление свидетельства об аккредитации на период до окончания срока его действия.

 

- Каким образом Вы отслеживаете изменения в законодательстве, в том числе и в законодательстве об образовании?

 

- Изменения в законодательстве отслеживаем с помощью системы КонсультантПлюс и сайта 273-фз.рф

 

- Современный рынок справочных правовых систем достаточно разнообразен. На Ваш взгляд, в чем отличие СПС «КонсультантПлюс» от других справочных правовых систем? Какие преимущества СПС «КонсультантПлюс» для вас наиболее существенны (наличие необходимой информации, её объем, поисковые возможности)?

- Российские законодатели многое сделали для того, чтобы сделать решение каждого внешне стандартного вопроса уникальным. Зачастую нормы права не содержат однозначного ответа на вопросы. В таких ситуациях важно изучать и анализировать письма, рекомендации и официальные комментарии государственных органов, судебную практику.

Простым и удобным средством поиска в информационной базе «КонсультантПлюс» является поиск по реквизитам документа. Поиск по реквизитам осуществляется с использованием данных о номере, виде документа, принявшем органе, дате принятия и т. д. Этот способ поиска удобен и прост в реализации. Однако применяться может только в том случае, когда точно известны реквизиты конкретного документа. В реальной же ситуации требуется поиск документов без заранее известных точных реквизитов. В этом случае в «КонсультантПлюс» возможна организация поиска по всему тексту.

Полнотекстовый поиск основан на автоматической обработке текста. При поиске происходит перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается. Алгоритмы такого поиска предусматривают при обработке документа все встречающиеся в нем слова заносить в общий словарь, и в дальнейшем при поиске по любому слову из словаря можно мгновенно получить список всех документов, где оно встречается.

Главным преимуществом полнотекстового поиска является независимость от ошибок разработчиков и возможность получить полный список документов, где встречается требуемое слово.

Кроме реализованных стандартных функций поиска документов, система «КонсультантПлюс» включает некоторые полезные сервисные инструменты:

- возможность создавать собственные постоянные подборки документов по интересующей проблеме (так называемые папки документов). При этом поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным папкам;

- возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами;

- наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой;

- экспорт документов в текстовый редактор Word с возможностью формирования таблиц в удобном для заполнения формате.

Кроме того, к преимуществам относятся простота в использовании и наличие исчерпывающей информации, многогранно раскрывающей любую тему или конкретный вопрос. Данная программа развивается «в ногу со временем», совершенствуется, дополняется и при этом не меняет своих приоритетов, что дает возможность пользователям быстро освоить все новшества. А внимательные и опытные менеджеры СПС «КонсультантПлюс» всегда найдут время и окажут нужное Вам в данный момент времени содействие и поддержку в изучении правовой программы, в предоставлении нужного документа, если у Вас возникли затруднения с его поиском.

 

- Как Вы считаете, есть ли необходимость опытному специалисту обращаться к справочно-правовой системе, или в работе все решает опыт и профессиональное чутье?

 

- Быть хорошим специалистом в своей области - это не только грамотно и четко разбираться в своей работе, но еще и обладать самой новейшей, актуальной информацией, быть в курсе последних изменений в законодательстве. В этом помогает справочно-правовая система Консультант Плюс.

 

- Дайте, пожалуйста, профессиональный совет родителям, которые столкнулись с проблемами в образовательных учреждениях, которые посещают их дети? Как поступить, куда обратиться за помощью?

 

- Школьные проблемы у ребенка могут иметь различный характер: трудности в обучении, нежелание посещать школу и пр. Многие родители допускают огромную ошибку, не распознавая эти проблемы в самом начале, из-за собственной занятости или невнимательности. В результате, из «зародыша» проблема перерастает в нечто большее. Не нужно затягивать с решением существующих проблем полагаясь на то, что пройдет время и ребенок сумеет ко всему привыкнуть, и проблемы пройдут сами собой. Из-за нерешенных проблем ребенок начнет больше отставать от учебной программы, у него окончательно испортятся взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для решения возникших проблем в первую очередь необходимо обратиться к учителю или классному руководителю. Спросить, какие, на его взгляд, трудности имеются у вашего ребенка, и как можно выйти из положения. Беседа с опытным психологом поможет выяснить корень всех имеющихся проблем и подобрать эффективные способы их решения.

Если возникают вопросы к организации деятельности образовательного учреждения, организации питания и другие вопросы, то для их решения необходимо обратиться к директору учреждения. Многие вопросы регламентируются локальными актами учреждения, их решение находится в компетенции руководителя. Многих проблем можно избежать, если их решать сообща с руководителем образовательного учреждения.

Кроме этого, консультации и разъяснения всегда можно получить у специалистов нашего Управления, номера телефонов всех специалистов можно узнать на сайте министерства образования Оренбургской области

И напоследок хочется обратиться к родителям. Дорогие родители, не ищите проблем, не имея для этого оснований. Если вас настораживают школьные проблемы вашего ребенка, а учитель не видит этого, задумайтесь. Может быть, вы передаете своему ребенку личный негативный опыт, связанный со школой? Или, напротив, ждете от него таких же успехов в учебной деятельности, какие были у вас? Ребенку и так нелегко, не нагружайте его собственными проекциями. Со временем он обязательно раскроет свои способности и в ближайшем времени вас приятно удивит.

 

- Что Вы пожелаете посетителям нашего сайта в наступившем году?

 

- Наступивший год - это новые мечты, новые планы, новые надежды!
Пусть он принесет Вам удачу и исполнение желаний, станет для Вас годом добрых перемен, свершений и побед! От всей души желаю Вам и Вашим близким крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия и праздничного настроения!!!